Новости НДФЛ: правовые особенности

С 1 января 2011 года вступила в силу новая редакция Налогового Кодекса РФ, которая привнесла множество изменений в налоговое законодательство. Законодатель не обошёл стороной и главу 23 НК РФ — Налог на доходы физических лиц. Рассмотрим часть изменений и дополнений, вызывающих интерес.

С 1 января 2011 г. вступила в силу ст. 214.3 НК РФ (п. 12 ст. 2 Федерального закона № 281BФЗ от 25.11.2009г.), устанавливающая особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги. В соответствии с п. 1 ст. 51.3 Федерального закона от 22.04.1996 № 39BФЗ договор РЕПО состоит из двух частей. В первой части одна сторона (продавец) обязуется передать в собственность другой стороне (покупателю) ценные бумаги, а последняя обязуется их принять и уплатить за них денежную сумму. Во второй части договора уже покупатель обязуется передать в собственность продавца ценные бумаги, а продавец должен их принять и оплатить. Если договор РЕПО исполняется за счёт физического лица, то одной из сторон соглашения должен быть брокер, дилер, депозитарий, управляющий, клиринговая или кредитная организация. Определение налоговой базы, исчисление, удержание и уплату НДФЛ в отношении операций РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги, производит налоговый агент — например, брокер (п. 18 ст. 214.1 НК РФ). База по НДФЛ в отношении операций РЕПО определяется как доходы, уменьшенные на величину расходов по совокупности всех операций РЕПО за налоговый период (п. 6 ст. 214.3 НК РФ). Согласно правилам ст. 214.3 НК РФ датой получения дохода, а также датой осуществления расхода по операциям РЕПО является дата фактического исполнения либо прекращения обязательств участников по второй части РЕПО (п. 10 ст. 214.3 НК РФ). Если вторая часть РЕПО не исполнена в установленный в договоре срок или не исполнена по истечении года после наступления срока исполнения первой части РЕПО, то в целях ст. 214.3 НК РФ вторая часть РЕПО признаётся неисполненной (абз. 5 п. 2 ст. 214.3 НК РФ). Это означает, что участники операции РЕПО должны будут учесть доходы и расходы от реализации ценных бумаг в рамках первой части РЕПО в порядке ст. 214.1 НК РФ. Доходы и расходы необходимо будет признать на дату исполнения первой части РЕПО исходя из рыночных цен на ценные бумаги. Если таковых нет, то применяются расчётные цены (абз. 6 п. 2 ст. 214.3 НК РФ). Порядок определения рыночных и расчётных цен на ценные бумаги предусмотрен п. 5 и 6 ст. 280 НК РФ. Также в ст. 214.3 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО в случае: замены ценных бумаг, полученных по первой части РЕПО (п. 3 ст. 214.3 НК РФ); получения выплаты по ценной бумаге покупателем по первой части РЕПО (п. 7 ст. 214.3 НК РФ); осуществления эмитентом купонной выплаты (п. 8 ст. 214.3 НК РФ); исполнения процедуры урегулирования взаимных требований (п. 11 ст. 214.3 НК РФ); реализации ценных бумаг, полученных покупателем по первой части РЕПО (п. 12, 13, 14 ст. 214.3 НК РФ); предоставления займов ценными бумагами, которые являются объектами операций РЕПО (п. 15 ст. 214.3 НК РФ).

С 1 января 2011 г. согласно п. 1 ст. 230 НК РФ налоговые агенты самостоятельно разрабатывают формы регистров налогового учёта и порядок отражения в них сведений о выплаченных физическому лицу доходах. Ранее (в редакции, действовавшей до 1 января 2011 г.) в п. 1 ст. 230 НК РФ для налоговых агентов была установлена обязанность вести учёт доходов, которые они выплатили физическим лицам, по форме, установленной Минфином России. Приказом МНС России от 31.10.2003 № БГB3B04/583 последняя форма (1-НДФЛ) налоговой карточки по учёту доходов и налога на доходы физических лиц была утверждена на 2003 г. В последующие периоды разъяснения контролирующих органов не совпадали. Теперь в новой редакции нормы оговорено, какие именно данные должны быть включены в регистры налогового учёта. Это сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика, вид выплачиваемых ему доходов и предоставленных налоговых вычетов в соответствии с утверждёнными кодами, суммы дохода и даты их выплаты, статус налогоплательщика, даты удержания и перечисления НДФЛ, реквизиты соответствующего платёжного документа. В п. 1 ст. 231 НК РФ подробно расписан порядок возврата излишне удержанных налоговым агентом сумм НДФЛ (соответствующее дополнение было внесено п. 17 ст. 2 Федерального закона № 229BФЗ от 27 июля 2010 года). В соответствии с данным порядком физическое лицо обращается к налоговому агенту с письменным заявлением о возврате излишне удержанного налога. При этом налоговый агент обязан сообщать налогоплательщику об излишнем удержании налога и его сумме в течение десяти дней со дня обнаружения этого факта. Вернуть налог следует в течение трёх месяцев со дня получения заявления физического лица. Возврат возможен за счёт предстоящих платежей как по самому налогоплательщику, так и по иным работникам, с доходов которых налоговый агент удерживает НДФЛ. Возвращаемая сумма налога перечисляется на указанный в заявлении счёт налогоплательщика. Если срок возврата налога нарушен, налоговый агент должен за каждый день просрочки начислить проценты на сумму невозвращённого НДФЛ (исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ) в пользу физического лица. Излишне удержанный и перечисленный НДФЛ инспекция возвращает налоговому агенту в порядке, установленном ст. 78 НК РФ. При этом вместе с заявлением на возврат налоговый агент должен представить в инспекцию выписку из регистра налогового учёта, который ведётся в соответствии с п. 1 ст. 230 НК РФ. Кроме того, теперь в п. 1 ст. 231 НК РФ закреплена возможность возврата физическому лицу излишне удержанного НДФЛ до момента получения данной суммы налоговым агентом из бюджета. Налоговый агент может осуществить возврат за счёт собственных средств. Отметим, что и ранее Минфин России (Письмо от 03.04.2009 № 03B04B06B01/76) не был против более раннего возврата налога работнику (до получения денег из бюджета), то есть тоже за счёт средств налогового агента. В порядке п. 1 ст. 231 НК РФ излишне удержанный у работника НДФЛ возвращается также в случае, если налог был неправомерно удержан после того, как налоговый агент получил заявление физического лица о предоставлении имущественного вычета. Соответствующее дополнение внесено в ст. 220 НК РФ, и оно также вступило в силу с 1 января 2011 г. (п. 11 ст. 2 Федерального закона № 229BФЗ от 27 июля 2010 года).

Особый порядок возврата НДФЛ предусмотрен в случае перерасчёта, если физическое лицо приобрело статус налогового резидента РФ. В такой ситуации возврат производит не налоговый агент-работодатель, а налоговая инспекция. Для этого налогоплательщик подаёт в инспекцию по окончании налогового периода декларацию и документы, подтверждающие его статус, и налоговый орган возвращает налог в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ (п. 1.1 ст. 231 НК РФ). Данный порядок рассмотрен в Письме Минфина России от 28.10.2010 № 03B04B06/6B258. Следует отметить, что новая процедура может оказаться невыгодной физическим лицам, приехавшим на работу в Россию. Это связано с тем, что налоговыми резидентами признаются те физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). Для их доходов установлена ставка в размере 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ). Доходы же физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, облагаются по ставке 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ). Определение налогового статуса производится на каждую дату выплаты дохода (п. 2 ст. 223, п. 4 ст. 226 и ст. 225 НК РФ). Если статус работника изменяется в течение налогового периода, то организация должна за весь период произвести перерасчёт НДФЛ, ранее исчисленного с доходов иностранца по ставке 30%. Налог перерассчитывается по ставке 13% (Письмо ФНС России от 25.06.2009 № 3B5B04/881@). До 1 января 2011 г. порядок перерасчёта налога при изменении статуса физического лица не был определён законодательно, и контролирующие органы предлагали различные варианты действий в такой ситуации. С 2011 г. в НК РФ установлен особый порядок возврата работнику излишне удержанной суммы НДФЛ в связи с приобретением им статуса налогового резидента. Теперь налог перерассчитывается по итогам налогового периода, а за возвратом работник должен обращаться не к налоговому агенту, а в налоговую инспекцию, где он состоит на учёте по месту жительства (пребывания). Другими словами, по итогам года налогоплательщик должен подать в инспекцию декларацию и документы, подтверждающие статус налогового резидента (п. 1.1 ст. 231 НК РФ). Следует отметить, что заявление о возврате налога может быть подано одновременно с декларацией. В этом случае срок для возврата переплаты исчисляется со дня подачи заявления, но не ранее чем с момента завершения камеральной проверки либо момента, когда такая проверка должна быть завершена (п. 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 98). В настоящее время на стадии законопроектов рассматриваются следующие вопросы, относящиеся к главе 23: об освобождении от обложения налогом на доходы физических лиц доходов, получаемых налогоплательщиками от продажи продукции, выращенной в личных подсобных хозяйствах (проект Федерального закона № 426605B5); изменения, предусматривающие введение прогрессивной шкалы ставок налога на доходы физических лиц в зависимости от величины доходов налогоплательщиков и увеличение размеров стандартных и имущественного налоговых вычетов (проект Федерального закона № 428657B5); изменение, направленное на исключение одновременного обложения НДФЛ доходов физических лиц как в виде страховых взносов, так и в виде страховых выплат по договорам добровольного пенсионного страхования, заключённым работодателями в пользу своих работников, страховые взносы по которым были уплачены организациями в полном объёме до 1 января 2008 года (проект Федерального закона № 420869B5).

Услуги
Полезная информация

Больничные листы. Что изменилось?

Новости НДФЛ: правовые особенности

Вся информация

© 2011 ООО «ЧИППЕР»
Логотип, фирменный стиль и разработка web-сайта — дизайн-студия «Новик»